. Они приближали Победу

10.05.2025, 10:43
Читать на сайте Vladimir-news.ru

Они приближали Победу. Трудовой подвиг Юрьев-Польских заводчан

ОАО Юрьев-Польский завод Промсвязь, осуществляет свою трудовую деятельность с 1931 года, в СССР завод был основным производителем многих видов электропитающего оборудования для предприятий связи.

В первые месяцы войны более половины заводчан ушли на фронт. На их место у оборудования встали женщины и дети, которым подставляли пустые ящики, чтобы они могли дотянуться до рычагов управления станками.

Первый директор завода Шумиловский С.А. требовал выполнить срочный оборонный заказ в минимальные сроки.

Вот его приказ от 26.06.1941 года:

В связи с полученным срочным спецзаказом, приказываю:

1. Начальнику монтажного цеха монтаж щитов закончить 29 июня.

2. Начальнику производственного отдела т. Кириллову модели плит и катушки закончить ночью.

3. Мастеру монтажного цеха т. Лебедеву отливку плит и катушек закончить 28 июня.

4. Начальнику слесарно-сборочного цеха монтаж агрегатов закончить 29 июня ночью.

5. Начальнику ОТК т. Кареву тут же произвести испытание.

В военные годы завод изготавливал кабельные катушки для прокладки полевой телефонной связи, трудовые герои работали на износ, спали там же у станков.

В те времена газета Голос колхозника писала: Коллектив завода решил еще больше уплотнить свой день. Литейный цех вместо обычных шести плавок дал семь. Литейщик Зяблов П. в этом месяце выполнил более трех с половиной норм. Киселев А.В. более трех. По две с половиной нормы выполнили литейщики А. Чигирев и Е. Романов.

И сегодня завод работает во благо нашей страны сплоченным опытным коллективом.

Сберегая память героев фронтовиков и героев заводчан, на территории завода установлены мраморные плиты мемориала, на которых увековечены их имена.

Источники: газета Вестник Ополья, интернет-сайт https://yps.ru/ Юрьев-Польский завод Промсвязь.

Они приближали Победу. Гороховецкий судостроительный завод

Все дальше уходят в глубь истории годы Великой Отечественной войны. Но мы помним не только подвиг воинов, но и тружеников тыла наших земляков с Гороховецкого судостроительного завода.

Гороховецкий судостроительный завод в годы Великой Отечественной войны именовался как Завод 343.

С первых дней войны на заводе развернулось строительство десантных мотоботов типа ДБ - катера проекта 165. Они изготавливались заводом в нескольких модификациях: десантные боты, катера ПВО, плавучие батареи-катамараны и катамаран-паром для перевозки гусеничной и колесной техники.

На окраине завода стояла лесопильная рама, распиливающая бревна на доски и брус, а также тесовый навес на столбах, под которым приспособились собирать мотоботы.

Между цехами проходила узкоколейка, по которой на ручных тележках перевозили тяжести. Затона не было.

Постройка судов производилась в судояме вдоль берега реки Клязьмы.

Война требовала максимальной отдачи сил. Старались все. Конструкторы, проработав в техотделе 8-10 часов, шли на стапели, работали сборщиками. Рабочих рук не хватало.

Юноши и девушки шли на завод вместо своих близких, ушедших на фронт. Вместо шести-восьми часов люди трудились по двенадцать - четырнадцать, а иногда и сутками не отходили от своих рабочих мест. Здесь, вдали от фронта, но, по сути, во фронтовых условиях, ковали победу над фашизмом.

В начале 1942 года Гороховецкий судостроительный завод получил большой заказ на постройку десантных ботов для Волжской военной флотилии. Их строили в Гороховце по чертежам, разработанным в Горьковском ЦКБ-51. Проект десантного катера доработали под руководством ведущего конструктора проекта десантных ботов Петра Алексеевича Балуева, используя различные отечественные автомобильные моторы. На базе такого же корпуса был разработан и катер противовоздушной обороны.

Вместимость бота: до 60 десантников с личным оружием. Вооружение: 37-мм зенитный автомат 70-К, пулемет ДШК. Экипаж: 3 человека.

В период с 1942 по 1945 годы на Гороховецком судостроительном заводе изготовлены 178 десантных мотоботов, из которых 50 были потеряны в результате боевых действий. Суда из Гороховца принимали участие в военных операциях на Волге, Дону, Днепре, Черном и Азовском морях, при штурме Берлина и на Дальнем Востоке в войне с Японией.

Завод в 1941-1945 гг. не был подключен к государственной энергосистеме и имел свою электростанцию мощностью 1200 л.с., которая вырабатывала электроэнергию для завода и города Гороховца. Когда возникли проблемы с топливом, руководством завода и главка было принято решение перевести электростанцию на генераторный газ, который работники завода получали из ольховых чурок в двух газогенераторах, спроектированных и изготовленных заводчанами в трехмесячный срок. Проведенное мероприятие спасло завод от полной остановки и позволило выполнить все задания, возложенные на него в те суровые годы.

Численность работающих на заводе доходила до 3500 человек, часть из них трудилась на сдаточной базе в г. Чкаловск и достроечных базах в Керчи, Астрахани, Севастополе и других портовых городах СССР.

Около 600 производственников завода были призваны в Красную Армию, 143 человека из них пали смертью храбрых, среди них А.В. Беседин, которому присвоено звание Героя Советского Союза.

За высокие трудовые показатели в послевоенные годы 33 передовика производства награждены орденами и медалями, 431 человек награжден медалью За доблестный труд.

Сразу после окончания войны завод вернулся к своему традиционному профилю.

С 1946 и вплоть до 1954 года предприятие строило сухогрузные баржи и шаланды, речные и морские наливные баржи, понтоны для копров.

Осенью 2022 года с целью увековечивания памяти судостроителей, на набережной Гороховца установлен макет мотобота.

Он выполнен в натуральную величину - его длина 14 метров. Изготовили его на Сокольской судоверфи Нижегородской области.


Популярные новости за сутки

Больше новостей на Vladimir-news.ru