Они приближали Победу. Трудовой подвиг Юрьев-Польских заводчан
ОАО «Юрьев-Польский завод «Промсвязь», осуществляет свою трудовую деятельность с 1931 года, в СССР завод был основным производителем многих видов электропитающего оборудования для предприятий связи.
В первые месяцы войны более половины заводчан ушли на фронт. На их место у оборудования встали женщины и дети, которым подставляли пустые ящики, чтобы они могли дотянуться до рычагов управления станками.
Первый директор завода Шумиловский С.А. требовал выполнить срочный оборонный заказ в минимальные сроки.
Вот его приказ от 26.06.1941 года:
«В связи с полученным срочным спецзаказом, приказываю:
1. Начальнику монтажного цеха монтаж щитов закончить 29 июня.
2. Начальнику производственного отдела т. Кириллову модели плит и катушки закончить ночью.
3. Мастеру монтажного цеха т. Лебедеву отливку плит и катушек закончить 28 июня.
4. Начальнику слесарно-сборочного цеха монтаж агрегатов закончить 29 июня ночью.
5. Начальнику ОТК т. Кареву тут же произвести испытание».
В военные годы завод изготавливал кабельные катушки для прокладки полевой телефонной связи, «трудовые герои» работали на износ, спали там же у станков.
В те времена газета «Голос колхозника» писала: «Коллектив завода решил еще больше уплотнить свой день. Литейный цех вместо обычных шести плавок дал семь. Литейщик Зяблов П. в этом месяце выполнил более трех с половиной норм. Киселев А.В. более трех. По две с половиной нормы выполнили литейщики А. Чигирев и Е. Романов».
И сегодня завод работает во благо нашей страны сплоченным опытным коллективом.
Сберегая память героев фронтовиков и героев заводчан, на территории завода установлены мраморные плиты мемориала, на которых увековечены их имена.
Источники: газета Вестник Ополья, интернет-сайт https://yps.ru/ «Юрьев-Польский завод «Промсвязь».
Они приближали Победу. Гороховецкий судостроительный завод
Все дальше уходят в глубь истории годы Великой Отечественной войны. Но мы помним не только подвиг воинов, но и тружеников тыла – наших земляков с Гороховецкого судостроительного завода.
Гороховецкий судостроительный завод в годы Великой Отечественной войны именовался как «Завод № 343».
С первых дней войны на заводе развернулось строительство десантных мотоботов типа ДБ - катера проекта 165. Они изготавливались заводом в нескольких модификациях: десантные боты, катера ПВО, плавучие батареи-катамараны и катамаран-паром для перевозки гусеничной и колесной техники.
На окраине завода стояла лесопильная рама, распиливающая бревна на доски и брус, а также тесовый навес на столбах, под которым приспособились собирать мотоботы.
Между цехами проходила узкоколейка, по которой на ручных тележках перевозили тяжести. Затона не было.
Постройка судов производилась в судояме вдоль берега реки Клязьмы.
Война требовала максимальной отдачи сил. Старались все. Конструкторы, проработав в техотделе 8-10 часов, шли на стапели, работали сборщиками. Рабочих рук не хватало.
Юноши и девушки шли на завод вместо своих близких, ушедших на фронт. Вместо шести-восьми часов люди трудились по двенадцать - четырнадцать, а иногда и сутками не отходили от своих рабочих мест. Здесь, вдали от фронта, но, по сути, во фронтовых условиях, ковали победу над фашизмом.
В начале 1942 года Гороховецкий судостроительный завод получил большой заказ на постройку десантных ботов для Волжской военной флотилии. Их строили в Гороховце по чертежам, разработанным в Горьковском ЦКБ-51. Проект десантного катера доработали под руководством ведущего конструктора проекта десантных ботов Петра Алексеевича Балуева, используя различные отечественные автомобильные моторы. На базе такого же корпуса был разработан и катер противовоздушной обороны.
Вместимость бота: до 60 десантников с личным оружием. Вооружение: 37-мм зенитный автомат 70-К, пулемет ДШК. Экипаж: 3 человека.
В период с 1942 по 1945 годы на Гороховецком судостроительном заводе изготовлены 178 десантных мотоботов, из которых 50 были потеряны в результате боевых действий. Суда из Гороховца принимали участие в военных операциях на Волге, Дону, Днепре, Черном и Азовском морях, при штурме Берлина и на Дальнем Востоке в войне с Японией.
Завод в 1941-1945 гг. не был подключен к государственной энергосистеме и имел свою электростанцию мощностью 1200 л.с., которая вырабатывала электроэнергию для завода и города Гороховца. Когда возникли проблемы с топливом, руководством завода и главка было принято решение перевести электростанцию на генераторный газ, который работники завода получали из ольховых чурок в двух газогенераторах, спроектированных и изготовленных заводчанами в трехмесячный срок. Проведенное мероприятие спасло завод от полной остановки и позволило выполнить все задания, возложенные на него в те суровые годы.
Численность работающих на заводе доходила до 3500 человек, часть из них трудилась на сдаточной базе в г. Чкаловск и достроечных базах в Керчи, Астрахани, Севастополе и других портовых городах СССР.
Около 600 производственников завода были призваны в Красную Армию, 143 человека из них пали смертью храбрых, среди них А.В. Беседин, которому присвоено звание Героя Советского Союза.
За высокие трудовые показатели в послевоенные годы 33 передовика производства награждены орденами и медалями, 431 человек награжден медалью «За доблестный труд».
Сразу после окончания войны завод вернулся к своему традиционному профилю.
С 1946 и вплоть до 1954 года предприятие строило сухогрузные баржи и шаланды, речные и морские наливные баржи, понтоны для копров.
Осенью 2022 года с целью увековечивания памяти судостроителей, на набережной Гороховца установлен макет мотобота.
Он выполнен в натуральную величину - его длина 14 метров. Изготовили его на Сокольской судоверфи Нижегородской области.