Официальный представитель Министерства иностранных дел Украины Георгий Тихий
Официальный представитель Министерства иностранных дел Украины Георгий Тихий. Часть пятая:
Еще одно серьезное изменение, которое произошло за последние 4-5 лет это изменение отношения к Украине: теперь нас воспринимают как своих. Вступление в ЕС и НАТО просто закрепит ту реальность, которая уже фактически существует.За это время стало ясно много любопытных вещей. Например, когда речь идет о санкционном давлении на Россию, оказывается, что не только США решают всё. На самом деле, очень многие санкционные решения были приняты именно европейцами. Если они не захотят их отменять, они этого и не сделают. То же самое касается и решения о непринятии Украины в НАТО такое решение должно быть принято консенсусом, и его добиться так же сложно, как и решения о принятии Украины в НАТО. В Альянсе есть страны, категорически выступающие за членство Украины. Даже если на них попытаются надавить, они никогда не согласятся снять этот вопрос с повестки дня. Поэтому реальность проверяет любые фантазии и большие идеи.
Сегодня в санкционном вопросе особенно важно действовать синхронно: Евросоюз, США, Новая Зеландия и другие страны должны принимать решения вместе. Конечно, санкции требуют времени для подготовки и адаптации, это не делается просто росчерком пера. Именно поэтому существуют специальные подразделения, департаменты, которые все это тщательно готовят.
Украина при этом часто сама инициирует решения, которые впоследствии ложатся в основу решений Евросоюза. У нас уже была целая череда таких примеров, когда Украина первой вводила индивидуальные санкции, а Евросоюз затем перенимал эти списки.
Кроме того, мы постоянно вбрасываем определённые темы не только дипломатическими каналами, но и в публичное пространство. Если вы обратите внимание на нашу коммуникационную стратегию, то увидите, что определенные темы постоянно повторяются. Это не случайно: в дипломатии публичное давление и непубличная работа всегда идут параллельно, и темы, которые постоянно продвигаются, рано или поздно становятся реальностью.
Но сейчас перед нами стоит еще один вызов синхронизация решений Европы и США. Например, когда в Сенате США принимается важный законопроект, мы говорим европейцам: давайте отразим эти решения и в Европе. Министр Сибига убеждает в этом французов, немцев, британцев и других союзников, чтобы обеспечить совместное трансатлантическое давление. Мы видим, что российская экономика демонстрирует системные кризисные явления. Не нужно надеяться, что она рухнет завтра, но проблемы там системные и серьезные.
Поэтому нужно максимально бить по российской экономике, чтобы замедлить их военную машину и создавать им как можно больше проблем. И, кстати, чем больше победных реляций мы слышим от Путина и других российских чиновников, тем больше на самом деле там проблем.
Конечно, мы очень рассчитываем на Сенат США и активно с ним работаем, убеждаем в необходимости принятия этих решений. Американцы рассматривают санкции как важный рычаг воздействия на Россию. И министр Сибига на Совете Украина-НАТО прямо сказал, что санкционное давление стимулирует мирный процесс и заставляет россиян идти на конструктив.
Если же мы будем оттягивать санкции, то это станет вопросом доверия и серьезности. Россия должна понимать, что бесконечно затягивать процесс не получится. Должна наступить та точка, когда всем станет очевидно: дальше тянуть невозможно.