Президент Российской Федерации Владимир Путин встретился с редакторами государственной линейки учебников истории для учащихся 5–11 классов и учреждений среднего профессионального образования. В обсуждении приняли участие главные редакторы учебников по предметам «История России» и «Всеобщая история»: помощник Президента России Владимир Мединский, ректор Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Анатолий Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, а также Министр просвещения Сергей Кравцов.
Владимир Путин отметил, что встреча проходит в день, когда исполняется 84 года с начала Великой Отечественной войны — события, оказавшего решающее влияние на историю страны. Он подчеркнул, что традиционные ценности и вера в Отечество, поддерживающие народ в трудные времена, формировались через образование, в том числе в школе и церкви. "Без всякого преувеличения, в основе победы над нацистской Германией лежали наши традиционные ценности и вера в Отечество", — заявил он.
Обращаясь к участникам встречи, Путин выразил обеспокоенность по поводу разрозненности исторических учебников, существовавших в 1990-е годы, когда на рынке было множество пособий с противоречивой информацией. "В девяностые годы была утрачена взаимосвязь и единая логика исторического процесса. Нам необходимы базовые, фактологические знания, которые должны быть представлены в учебниках", — добавил Путин. Он также напомнил, что многие учебники в тот период содержали искажения фактов о Великой Отечественной войне.
"Когда мне приносили учебники, с удивлением обнаруживал, что в них отсутствует правдивая информация о событиях, происходивших во время войны, включая Сталинградскую битву. Вместо фактов студенты сталкивались с искажениями, что недопустимо",
— подчеркнул Президент, отметив, что такие ошибки формируют неправильное представление о исторических событиях. Путин акцентировал внимание на том, что "история должна преподаваться честно и объективно, без искажений и манипуляций".
Президент напомнил о принятой в 2013 году концепции преподавания истории, на основе которой была организована работа над школьными учебниками. "Эта работа крайне важна для сохранения национальной памяти и преемственности поколений. Я хочу выразить признательность всем авторам, которые трудились над созданием единой линейки учебников для 5–11 классов и техникумов. Вы делаете важнейшую работу, и она является основой нашей исторической грамотности", — сказал он. Путин отметил, что в историческом образовании важно не только передавать факты, но и формировать у молодежи патриотизм и гордость за свою страну.
Во время обсуждения Президент уделил внимание вопросам обратной связи по использованию учебников в школах. Он подчеркнул, что "важно учитывать мнения самих школьников, студентов, преподавателей и родителей, чтобы понимать, как они относятся к тому, что сделано". Путин добавил, что "учебники должны быть живыми, адаптивными, отражать наше время и потребности общества". Он призвал участников к активному взаимодействию с юными читателями, чтобы понимать, какие аспекты истории вызывают у них интерес, а какие остаются непонятыми.
Обсуждая учебники по обществознанию, Путин отметил, что работа над ними также требует особого внимания. "Важно определить подход к этому вопросу, поскольку учебники по обществознанию играют значительную роль в формировании мировоззрения у молодежи", — заявил он. Президент также поднял вопрос начального образования, подчеркивая, что "сознание ребенка закладывается гораздо раньше". Он призвал участников встречи обратить внимание на необходимость доносить информацию до малышей с учетом их психологических особенностей.
В заключение Президент выразил благодарность всем участникам встречи, отметив важность их работы над учебниками и роль исторического образования в формировании национальной идентичности и патриотизма среди подрастающего поколения. "Мы должны обеспечить, чтобы следующие поколения знали свою историю и гордились тем, что они россияне", — заключил Владимир Путин.