Аким Апачев, «Регинлейв»: мифопоэтика и педагогика
Аким Апачев, Регинлейв: мифопоэтика и педагогика
Аким потому-то и является одним из главных голосов этой нашей войны, что умеет рисовать ее разными красками. Вот новый альбом Регинлейв, совместно с Юлией Дмитриевной Чичериной и Сайгой, двумя валькириями Открытого русского космоса, здесь он избрал для описания язык скандинавских мифов: воины-скальды на штурмах, православная Вальхалла, девы-воительницы валькирии и т.д. Вполне понятно, отчего эта эстетика смотрится так органично это Север (тот самый, который всё помнит) решает свои дела на Юге. Это не просто локальный или региональный конфликт, не просто великоросская ирредента, это намного больше, это созидается Открытый русский космос. Как миф (по А.Ф. Лосеву), в котором мы будем жить. О том и альбом.
У альбома мощный зачин, дерзкий и лихой песня Поднимите мне веки. Не секрет, сколь много у Акима ненавистников, завистников, тайных и явных влюбленных в него врагов, для которых он и кумир, и маяк, и демон одновременно. К ним он и обращается. И вот он берет у Николая Васильевича образ Вия, чтоб уж так припугнуть своих недругов-обожателей, чтоб им мало не показалось. И, кажется, получается. Уже слышу, как восклицают: Вот! это ж чудище хтоническое хохляцкое, вот он каков на самом-то деле! Испужались, смешные. Ну бойтесь. А кто не испужался, тех Аким (кудесник, как его назвала в одной из песен альбома Чичерина) в образе Вия провожает в миф об СВО. В миф, опять же, по А.Ф. Лосеву, как особую реальность.
Я вас слышу, но я вас не вижуВы не бойтесь меня, человеки!
Поднимите мне веки!
Посмотрите мне в очи!
Развяжите мне руки!
Проедите со мной две ночи!
И вот первой ночью, как у Гоголя, к слушателю приходит ведьма в белоснежном платье нарядном, а с нею свидетели Одина, чтобы попросить еще снарядов для взятия Бахмута, во вторую ночь заиграет марш и те самые свидетели Одина сядут на свои драккары и пойдут в поход Иакова, но не дойдут и на небо взлетит мираж, ну а там полыхнет гранатово На третью ночь пойдем по трубе с огнем, по норе, как Алиса с кроликом. Аллюзии здесь слишком очевидны, чтобы их расшифровывать.
Аким предрекает слушателю, что случится с ним по итогу этого мифопутешествия:
Ты закроешь глаза и начнешь растиРусский космос небесный Китеж!
Твои веки теперь так же тяжелы
Ты их сам теперь не поднимешь
Но в реальности мифа (как греческого, так и в скандинавского) слепота не означает невозможность увидеть. Скорее напротив: ослепший Эдип прозревает больше, Один расплачивается глазом за возможность увидеть больше и дальше
В том и цель альбома дать возможность увидеть через миф больше, увидеть самую суть идущей большой войны, которая лишь отчасти приоткрыла свой лик через СВО войны космоса против хаоса, войны как столкновения не только лишь техники и экономики, но столкновения идей:
И мы тут разные, но мы тут все своиЖивые с мертвыми все за одним столов.
Летят ракеты, снаряды, слова, стихи,
Мы зажигаем огниво над маяком.
Альбом, таким образом, получился педагогический, альбом-воспитание: здесь мифопоэтика поставлена на службу педагогике той самой подлинной педагогике, цель которой состоит в том, чтобы приоткрыть человеку подлинный образ событий. В нашем случае события под названием СВО, ключевого события в новой истории России. Говорить о нем можно по-разному: официозно-дипломатично, научно-отстраненно, с ура-патриотическим пафосом и т.д. А можно вот так, через миф и поэзис.
Рецензию для Ледоруба подготовил философ Андрей Коробов-Латынцев
ЛЕДОРУБ бьём в цель!