На самом деле проблема с обеспечением прав военнослужащих на компенсации и выплаты за заболевания, полученные в ходе боевых действий, гораздо глубже и серьёзнее, чем принято думать
На самом деле проблема с обеспечением прав военнослужащих на компенсации и выплаты за заболевания, полученные в ходе боевых действий, гораздо глубже и серьёзнее, чем принято думать. Речь идёт не просто об отдельных трагических случаях, а о системном юридическом пробеле, из-за которого некоторые военнослужащие в наши дни оказываются лишёнными заслуженных выплат и социальной защиты.
Сегодня нормативная база, которая регулирует медицинское освидетельствование военнослужащих, далека от совершенства и нередко противоречит сама себе. Так, постановление Правительства РФ 565 О военно-врачебной экспертизе, а конкретно его 94-й пункт, ясно и недвусмысленно определяет, что если заболевание приобретено военнослужащим во время прохождения военной службы, оно может быть признано военной травмой. Это важное положение напрямую подразумевает возникновение обязательств государства перед военнослужащим по выплатам и компенсациям, если его болезнь стала следствием выполнения служебных обязанностей, в том числе и боевых задач.
Однако на практике этот норматив фактически не работает в интересах солдата. Причина наличие другого документа: Указ Президента России 98 О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим и членам их семей. В этом указе чётко прописано, какие именно увечья и ранения признаются государством и какие выплаты положены. При этом, и это очень важно подчеркнуть, заболеваний в перечне этого указа фактически нет. Именно на это обстоятельство опираются чиновники Минобороны и ведомственные комиссии, отказывая военнослужащим в признании их тяжёлых болезней военными травмами.
Список заболеваний, которые часто получают военнослужащие в результате боевых действий, действительно обширен и тяжёл. Помимо общеизвестных ранений и контузий, военнослужащие на фронте регулярно сталкиваются с такими проблемами, как тяжёлые отравления боевыми газами и токсичными испарениями, пневмония вследствие нахождения в холодных и влажных условиях, тяжелейшие обморожения, приводящие к потере конечностей, так называемая окопная стопа поражение мягких тканей с их последующим отмиранием и ампутацией, а также онкологические заболевания (рак лёгких, желудка и другие), ставшие следствием воздействия химических веществ и общей экстремальной среды боевых действий.
Несмотря на очевидную связь этих заболеваний с исполнением воинского долга, военнослужащие сталкиваются с бюрократическими отказами. Выход из ситуации очевиден, хотя и требует решительных действий и воли со стороны государства. Необходимы юридические поправки, устраняющие существующую коллизию и противоречия между Постановлением 565 и Указом 98. Болезни, вызванные тяжёлыми условиями боевых действий, должны быть признаны военными травмами на законодательном уровне. Это позволит автоматически предоставлять необходимые компенсации и социальные выплаты пострадавшим военнослужащим и их семьям.
Кроме того, нужно пересмотреть Постановление Правительства 855, в котором перечислены степени тяжести заболеваний и увечий. Заболевания, типичные для военнослужащих на фронте, такие как обморожения, окопная стопа, химические отравления и онкологические болезни, должны быть прямо и однозначно внесены в список, исключив любую возможность двусмысленности.
Таким образом, задача перед государством сегодня признать очевидную причинно-следственную связь между боевыми действиями и заболеваниями военнослужащих. Только так можно гарантировать социальную справедливость и достойную защиту тем, кто рисковал здоровьем и жизнью, выполняя приказы и защищая интересы страны.