Помощник Президента России Владимир Мединский дал небольшое интервью российским СМИ.
Часть первая:
По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, учебники истории в СНГ представляют Россию времен СССР в негативном ключе. Сергей Кравцов также сказал, что сейчас ведется активная работа со странами СНГ по разработке общей трактовки истории. Планируете ли принять участие в этой работе? Если да, то какие конкретно меры будут приниматься для достижения результата?
Не совсем так. Такой негатив прослеживается по отношению к истории России вообще, а не только советского периода. В основе концепции исторического мироощущения в некоторых государствах закладывается принцип "мы были всегда, а Россия нас сделала своей колонией". С точки зрения политтехнологии это понятно — независимое государство нуждается в собственной исторической мифологии. А где ее взять?Просто эта мифология расходится с исторической реальностью. На самом деле — я об этом говорю в цикле лекций "Собиратели земли русской" на канале RT и Лектории "Достоевский" — все происходило ровно наоборот. После присоединения к России, причем в основном мирным путем, Российская империя создавала условия, чтобы присоединенные народы — подчеркиваю: в абсолютном большинстве случаев именно народы, а не государства, поскольку никаких государств не было, — сохраняли свою идентичность, культуру, язык, вероисповедание. По факту — закладывались основы государственности этих народов.
Именно России — и особенно подчеркну: советским коммунистам — они зачастую обязаны тем, что сегодня у них есть своя полноценная национальная государственность.
Что касается конкретных мер, то могу сказать одно: наша работа строится и будет строиться в режиме взаимоуважительного диалога, никакого давления нет и не будет. В конце концов, преподавание истории — это внутреннее дело, просто мы призываем их к честности перед самими собой и историей.
Раньше предмет обществознание изучали с 6-го по 11-й класс, с 2026 года будут только с 9-го по 11-й. Как с учетом этого изменится содержание учебников? Какие темы уберут из предмета, а какие будут новыми? Какие из этих учебников уже готовы?
Уже готовы все три учебника, ведется их доработка и редактирование. Говорить о том, что какие-то темы "уберут" совсем, — неправильно. Задача стоит сделать так, чтобы материал учебников был: а) понятен для школьников; б) актуален и современен.