Протодиакон Василик осудил фильм «Мумия» как опасный раскол общества
Богослов и историк, член Синодальной богослужебной комиссии РПЦ, протодиакон Владимир Василик, подверг резкой критике фильм «Мумия», назвав его «пустотой пустот». В своей статье он обвинил создателей картины в духовной слепоте и непонимании Божьего промысла о России, предупредив, что фильм угрожает общественному единству в период, который многие называют Четвёртой Отечественной войной.
Василик напомнил, что победа в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря единству народа, где бок о бок сражались «коммунист и беспартийный, верующий и неверующий». Он задался вопросом:
«Зачем сейчас раскалывать общество по линии "православный – социалист"? Зачем вновь переворачивать уже прочитанную страницу истории, причём делать это превратно?».
Протодиакон поддержал мнение профессора Вассоевича, назвавшего фильм «плевком в лицо жителям Донбасса», для которых советское прошлое остается цементирующей связью с Россией.
Подчёркивая недавнее 80-летие Победы, Василик указал на символическую роль Мавзолея и недопустимость двойных стандартов:
«Нельзя сидеть на двух стульях: восхвалять героев Великой Отечественной войны и оплёвывать те символы, ради которых и с которыми они шли в бой».
Он также выразил обеспокоенность геополитическими последствиями, учитывая популярность Ленина в Китае:
«А устраивать скандалы по поводу тела Ленина и требовать его захоронения в этом политическом контексте, как минимум, неразумно. Особенно, когда мы теряем своих последних союзников и друзей».
Василик отверг трактовку Ленина и революции как оккультного явления в фильме, подчеркнув их атеизм. Он опасается, что агрессивный стиль картины «только отпугнёт не очень воцерковлённых людей, особенно молодёжь», способствуя росту безбожия. Резко критикуя современные проблемы – нравственный упадок, социальное расслоение и военные трудности – протодиакон бросил вызов авторам:
«Пожалуйста, сначала достигнете советских результатов, а потом уже осуждайте Советский Союз».
Проводя параллели с антисоветской риторикой времён распада СССР, Василик задался тревожным вопросом:
«К чему бы этот фильм и тот накат, который ныне идёт на советское прошлое? Мы что, захотели Беловежской пущи №2?».
Протодиакон напомнил, что для большинства россиян советский период – единственная общая историческая основа.
В заключение он призвал создателей фильма «прекратить раскалывать наше общество», а граждан – к «христианскому трезвомыслию, взвешенности, достоинству и вере в русского человека», предположив, что ленинская тема может быть отвлекающим маневром от «грядущих страшных событий».