Читаю запоем и тоже не могу оторваться. Язык не просто сочный, это именно тот самый русский историософский язык, которым одним только и можно было поднять эту огромную тему. К такому языку у нас уже не многие способны.
Как сплетаются в тексте жизнь и смерть, живые и мертвые - это просто отдельное достоинство. От эпизода, где мертвые казаки с того берега выходят посмотреть на своих живых потомков, а те их узнают, муражки по коже идут... Как и от эпизода, когда маленький Степан видит в окно мертвого казака, вернувшегося с войны в свой курень.
Вот немного цитат для затравки:
"И открылось еще одно.
Сколько бы ни было смерти, жизни всегда остается на семечку больше" (с.163)
"Живые пугаются мертвых, мертвые тоскуют без живых" (с.165)
"Когда смерть всегда подле, за правотой далеко ходить не надо" (с.20)
Смерть в романе - как отдельный персонаж: она смотрит, пахнет, прилетает и улетает, она является:
"- Кто ж там явился-то?
- Смертушка, - по-взрослому ответил Яков" (с.152)
Отдельно надобно сказать о том, как описана религиозность Разина в романе.
Отдельно о самом казачестве, об историософии этого феномена.
Тут о многом надобно говорить отдельно, и не в посте в телеге (масштаб романа не вмещается в формат телеграма), а в основательной рецензии.
"Тума", без сомнения, главный роман года, если не десятилетия. Огромная вещь.
Короче, читаем, браты, любо!