Вышел большой русский роман. Невероятный. Сложный. Честный. Прекрасный. Страшный. Лирический.
Роман Захара Прилепина «Тума» о Степане Разине.
Роман рассказывает о молодости Степана, и ничего из того, за что судили его и четвертовали потом на Болотной площади, в нем нет. Есть две линии, которые почти все повествование существуют параллельно и сплетаются только в конце: первая - год плена молодого Степана в городе Азове у басурман; вторая - его воспоминания о детстве, юности, отце и матери, о казацкой жизни. Тума - так называли тех, кто был рожден от отца-казака и матери, полоненной турчанки. Степан - тума.
Роман Прилепина, конечно, корнями уходит в гоголевского «Тараса Бульбу», перекликается с шукшинским «Я пришел дать вам волю» и хронологически прокладывает дорогу к шолоховскому «Тихому Дону».
Но и Гоголя, и Шукшина, и Шолохова читать легче, чем Прилепина. Язык их текстов хоть и содержит казачьи диалекты, тем не менее вполне себе современный русский язык. Первые 100 страниц Прилепина я читала, как камешки зубами перемалывала. Роман написан уникально! Не представляю, какая лингвистическая работа была проделана автором, но в романе все говорят на своих родных языках: турки - на турецком, поляки - на польском, татары - на татарском, сербы - на сербском. И обнимает все эти наречия невероятный, образный, яркий, с массой неологизмов, диалектов русский язык, возникший будто из того самого семнадцатого столетия.
Вообще это роман - реминесценция. Только это воспоминание не столько о прошлом, сколько о возможном будущем. Я нашла очень много аллюзий с тем, что происходит сейчас. Прилепин как бы говорит: смотрите, все это уже было, не повторим же прошлых ошибок…
В литературном плане роман просто восхитительный: какие метафоры, какие сравнения! Будто читаешь одно большое стихотворение в прозе. Очень образный язык. И когда страшное описывается, и когда самое возвышенное. Уникальный язык.
Кто бы что ни говорил, какие бы грехи ни приписывались Захару, а только перед нами большой русский писатель и прекрасный исторический роман.
P.S. Кто НЕ будет целевой аудиторией этого романа:
-мальчики-хипстеры;
-мужчины, которые, несмотря на возраст, носят большие часы с желтыми или красными ремешками;
-женщины, которые «за все хорошее, против всего плохого»
P.P.S. Говорят, что роман задуман как трилогия, и это только первая его часть, хотя читается, как отдельное законченное в своей мысли повествование.