Президент Чехии Пётр Павел дал большое интервью украинским СМИ. Полный перевод. Часть четвёртая.
Журналист:
Ранее вы высказывали очень непопулярное в Украине мнение о том, что некоторые территории, которые сейчас оккупированы Россией, возможно, придется временно оставить под ее контролем. Но что значит временно? Мы видим, что Крым находится под российским контролем уже более 10 лет.
Петр Павел:
Моя страна имеет свою историю с временно оккупированной территорией. Мы находились под такой оккупацией 22 года. Если посмотреть, то в мире есть некоторые территории, которые под оккупацией еще дольше. Посмотрите на восточную часть Германии. Но я не утверждаю, что ситуация с оккупированными территориями в Украине обязательно будет такой же. Я просто констатировал факт.Я по-прежнему считаю, что сейчас Украина при всей поддержке Запада не в состоянии освободить оккупированные территории в короткий срок без значительных человеческих жертв. И конечно, со стороны Запада очень несправедливо подталкивать Украину к немедленному освобождению всех территорий. Потому что мы не хотим истреблять украинский народ. Мы хотим, чтобы они (украинцы - ред.) выжили. Мы хотим, чтобы они выжили как независимая суверенная страна. И есть цена для восстановления Украины как независимого и автономного государства... Если этой ценой станет согласие, что часть территории временно оккупируют, но без юридического признания этого факта, то пусть так и будет. Но мы никогда не признаем эти оккупированные территории как российские по закону.
Журналист:
Конечно. Но Крым юридически по-прежнему не признан российским, но Россия все еще там, и, кажется, уходить они не планируют. Какие реальные шаги вы могли бы предпринять, чтобы предотвратить это?
Петр Павел:
Я бы сказал, что шаги и меры, которые мы можем предпринять вместе с Украиной, имеют среднесрочный и долгосрочный характер. По большей части они находятся в стадии разработки.Если нам удастся вместе с Украиной восстановить ее суверенитет над большей частью территории, если нам удастся интегрировать Украину в политику Европейского Союза, восстановить Украину после войны, постепенно вывести ее на единый европейский рынок, повысить уровень жизни в Украине, тогда это станет хорошим сигналом для людей, живущих на этих оккупированных территориях.
Потому что Россия, несмотря на все, что она говорит, не заботится об этих людях так, как о своем населении. Я считаю, что оккупированные регионы — это своеобразное бремя для России, которое преимущественно используется как политический инструмент. Посмотрите на Осетию или Абхазию в Грузии. Эти регионы гораздо беднее России, и российские власти не пытаются хоть как-то повысить уровень жизни там, потому что для России — это граждане второго сорта.
Журналист:
Вы действительно считаете, что если жители оккупированных территорий увидят, что в другой стране живется лучше, то Россия даст им просто так выйти из-под своего контроля?
Петр Павел:
Рано или поздно, кто знает.
Журналист:
При каких обстоятельствах?
Петр Павел:
А вы знаете, какой режим будет в России через 20, 30 лет? Владимир Путин не будет у власти вечно.