Президент Чехии Пётр Павел дал большое интервью украинским СМИ. Полный перевод. Часть шестая.
Журналист:
Вы говорили, что очень важно в определенный момент начать восстанавливать отношения с Россией после заключения мирного соглашения. Как вы представляете, как этот процесс пойдет?
Петр Павел:
Значительная часть нашего населения предпочла бы хорошие отношения с Россией. Эти люди не хотят подчиняться ее интересам, но считают, что переговоры всегда лучше, чем конфликт. Мы все верим именно в это, и я лично верю в силу переговоров.Но для переговоров нужны двое. Сейчас Россия не хочет вести переговоры. Они хотят навязать условия, которые неприемлемы для второй стороны. Они хотят только извлечь выгоду из этого процесса. Они не понимают слова «компромисс». Они просто хотят победить.
Но я верю, что рано или поздно, если нам удастся сесть за стол переговоров с Россией, это поможет нам открыть диалог и по другим вопросам, которые очень актуальны как для европейских граждан, так и для россиян. И это — архитектура европейской безопасности, укрепление доверия, возможное возобновление договоров, срок действия которых истек, например договор об обычных вооруженных силах в Европе, «Открытое небо» или договор о нераспространении ядерного оружия — все эти соглашения нуждаются в новом развитии.
И если Россия действительно заинтересована в мире в Европе, докажем это. Сядем за стол переговоров и начнем обсуждение. Я уверен, что европейские лидеры не против переговоров с Россией. Но они против переговоров в условиях войны против суверенного государства, когда Россия, с одной стороны, нарушает все международные нормы и правила, а с другой стороны, хочет вести переговоры.
Итак, давайте сначала выполним это первое условие. Установим мир в Украине. Стабилизируем Украину как независимую суверенную страну. А потом мы сможем заняться другими вопросами, имеющими взаимный интерес.
Журналист:
Вы говорите, что Европа готова к переговорам. А вы лично готовы к переговорам с Путиным?
Петр Павел:
Я бы не возражал против переговоров с условием, что к нам будут относиться как к равному партнеру. Без давления, не с позиции большого против малого или сильного против слабого.К сожалению, нынешнее российское руководство воспринимает ситуацию иначе — для них нет понятия выигрыш для обеих сторон. Ты либо выигрываешь, либо проигрываешь. Я же верю, что выигрыш может быть взаимным.
Потому что когда война в Украине закончится, когда мы завершим переговоры об архитектуре европейской безопасности и о том, какие меры мы примем для укрепления или восстановления доверия, тогда можно будет говорить даже о сокращении военных расходов с обеих сторон и об усилении экономики там, где это действительно нужно.
И это будет одинаково выгодно и для российских, и для европейских граждан, потому что я уверен, что все они хотят жить в мире. Никто не стремится контролировать Россию — мы имеем собственные проблемы.