Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил по итогам совещания Россия-АСЕАН и министерской встречи стран-участниц Восточноазиатского саммита.
Часть пятая.
Вопрос:
Сергей Викторович, саммит БРИКС, который на днях закончился в Рио, показал, что на фоне всё более жёстких санкций со стороны Вашингтона БРИКС становится надёжной альтернативой санкционному беспределу. На ваш взгляд, страны АСЕАН дозрели для того, чтобы не на словах, а на деле начать более активно сотрудничать с Россией в частности и БРИКСом в целом?
Лавров:
Вы знаете, честно говоря, я думаю, что страны АСЕАН проявляют интерес к сотрудничеству с Россией, независимо от того, что происходит на Западе и что в отношении них предпринимают Соединенные Штаты или их союзники. У них нет такого, знаете, если бы Запад на нас не давил, мы бы с Россией не дружили, совсем не дружили.Дружба с Россией началась задолго до того, как нынешняя администрация США стала вводить и санкции, в виде тарифов, это тоже санкции, считайте. Нет, я не усматриваю в том, как развиваются наши отношения с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и как развивается сотрудничество в рамках БРИКС, не усматриваю какой-то ответной реакции, прямой ответной реакции.
Но если у вас будет выбор либо торговать в контексте объединения, где никаких недобросовестных способов подавления конкурентов не применяются, с одной стороны, а с другой стороны торговать с теми, кто будет вас шантажировать, ну, наверное, вывод напрашивается сам собой.
Вопрос:
Сергей Викторович, Вы на основании тех встреч, которые провели в рамках форума России, АСЕАН и других, какие бы могли сделать выводы, все-таки страны АСЕАН готовы ли деятельно сопротивляться продвижению НАТО и попыткам НАТО закрепиться в регионе, и как следствие, есть ли для этого у стран АСЕАН соответствующие ресурсы, чтобы оставаться сегодня гарантом безопасности в регионе, тем более с учетом тех пошлин, которые Трамп наложил на многие страны АСЕАН, серьезных пошлин?
Лавров:
Я только что говорил подробно о нашем видении тех действий, которые здесь НАТО предпринимает, пытаясь внедриться сюда, внедрить сюда свою инфраструктуру, закрепиться здесь, как вы говорите, я не сомневаюсь, что страны АСЕАН понимают, о чем идет речь, и понимают, что им предлагается, по сути дела, параллельно оставаться формально членами АСЕАН и одновременно присоединяться к структурам, которые неинклюзивны, имеют блоковый характер и по большому счёту направлены на то, чтобы создавать некий политико-дипломатический фронт по сдерживанию прежде всего Китая, но и заодно Российской Федерации.Я не хочу сейчас за них решать, это их суверенный выбор, мы его будем таким и воспринимать, но то, что сохранение единства АСЕАН и её центральной роли в определении механизмов, форматов, архитектуры сотрудничества в Юго-Восточной Азии отвечает интересам всех в наилучшей степени, здесь у меня сомнений нет, мы будем из этого исходить.