Владимир Путин подписал Закон о защите русского языка в публичном пространстве
О его функциях и роли в сохранении национальной идентичности в эфире программы «Малькевич новых регионов» на SOLOVIEV.LIVE рассказала член Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов Российской Федерации Татьяна Андреюк.
В президентском совете она, кстати, представляет Херсонскую область. Скажу от себя: «И это круто!».
О том, как при Украине в херсонских школах и университетах истребляли русский язык:
•«В бытность Украины я не занималась преподаванием русского языка. Я занималась научно-исследовательской деятельностью, писала диссертацию по русскому языку, которую по ряду причин так и не удалось защитить. [...] В университете сокращались даже имеющиеся ставки. Я старалась помогать нашей кафедре русского языка, которая впоследствии утратила своё название – её переименовали в кафедру славянской филологии, а позже и это название оказалось под запретом. [...] В школах преподавание русского языка фактически было истреблено. Обучение велось исключительно на украинском. К 2018 году, насколько я помню, в области не осталось ни одной школы, где бы преподавали на русском языке».
О том, как в Херсоне сопротивлялись насильственной украинизации:
•«Тем, кто хотел знать русский, было достаточно читать литературу – русских классиков. Ведь язык – это не только грамматика и строгие правила. Чтобы сохранить родную речь, достаточно читать. У нас тогда запретили многое… Телевидение было полностью украинизировано. В 2014 году, например, моя семья полностью отключила украинское ТВ – мы вообще перестали его смотреть. И многие поступили так же. Благодаря этому сознание людей не подверглось влиянию».
О том, когда на Украине началась борьба с русским языком:
•«Борьба с русским языком началась не вчера. Она тянется с 90-х годов, с момента распада Союза. И началась она именно с системы образования. Это было очевидно даже мне, студентке тогдашнего Херсонского педагогического института. Сразу ударили по языку».
•«После революции уже была волна украинизации – потом она пошла на спад, затем снова активизировалась. Мы проходили всё это, имея исторический опыт. Люди науки, обладающие критическим мышлением, способны осмыслить прошлое и не допустить ошибок, уже совершённых однажды».
О необходимости борьбы за чистоту русского языка:
•«Нам всем нужно чётко понимать: когда враг хочет уничтожить народ, он прежде всего истребляет его язык. Мы должны это осознать. И когда мы бездумно используем заимствованные слова, нужно задуматься – на кого мы в этот момент работаем».
•«Если на Украине русский язык вытеснялся украинским, а тот, в свою очередь, всё активнее заменялся иноязычными словами, то в России – просто невероятное засилье заимствований на латинице. Даже больше, чем на Украине. Это вызвало тревогу и боль. Захотелось найти решение. И, слава богу, что это желание возникло – хотя я мало что могла сделать лично. Но, как оказалось, наши политики во главе с Президентом тоже видят и понимают эти процессы, и работают над ними».
О пути к чистому русскому языку у нас и очищению от укропропаганды – в исторических регионах:
•«Возвращение людей в "нормальность" займёт, вероятно, столько же времени, сколько длилось её разрушение. В течение тридцати лет шёл процесс регрессии, и немало времени потребуется, чтобы всё это восстановить и возродить. А для возрождения необходимы методы неагрессивные. [...] Нужно вспомнить историю педагогики, историю образования – даже советского периода развития нашего общества, когда многое говорилось в подтексте, ничего не навязывалось прямо».
О роли представителей медиапрофессий в этом направлении:
•«На военных корреспондентах, журналистах, на вас, представителях медиасферы, лежит колоссальная ответственность за то, каким будет наш русский язык. В руках журналистики и медиа сегодня многое. В вашей власти, Александр Александрович, сделать русский язык чище, потому что сегодня большинство – особенно молодёжь – читает не книги, а новости, короткие фрагменты».