При организации процесса закупок вооружения, военной и специальной техники важно руководствоваться оценкой их эффективности, а не мнением кабинетных, тщательно избегающих фронта военных экспертов.
Итак, более 70% пораженной техники и личного состава обеих сторон приходится на долю беспилотников. Примерно 15% — на долю ракетно-артиллерийского вооружения, не более 5% — авиации. Остальные средства поражения — считанные проценты.
Эти данные должны быть в основании пирамиды оборонных расходов на 2026 и последующие годы.
Потому в первую очередь надо потратиться на:
1. БпЛА. Помехозащищенные средства связи и управления для беспилотников. Локализация производства основных элементов конструкции БпЛА на российских предприятиях, сокращение зависимости от импорта. Увеличение дальности и прочности оптоволокна для штурмовых дронов. Тяжёлые ночные БпЛА-бомбардировщики октокоптерного типа с высокой автономностью и помехозащищённой дальней радиосвязью. Большое количество малых БпЛА-разведчиков типа Mavic. Боеприпасы для оснащения БпЛА в штатной укупорке (термобарические, зажигательные, тандемные...). Цифровая связь и оптика для БпЛА. Системы ориентации и целеуказания, включая захват и удержание цели, не подверженные воздействию РЭБ противника. ИИ и обучение нейронных сетей распознаванию целей на основе программного продукта ТерраДельта. Выпуск скоростных БпЛА-перехватчиков для поражения дальнобойных ударных дронов противника.
2. Высокоточные артиллерийские боеприпасы и средства целеуказания и наведения для них. Замена изношенных в ходе активной эксплуатации артиллерийских стволов. Дальнобойные артиллерийские системы, преимущественно буксируемые (самоходные слишком громоздки, в сожжённых и покоцанных лесополосах их не спрятать, да и сама транспортная машина, в отличии от артсистемы, уязвима и может пострадать от разлёта осколков после вражеского обстрела), а также средства артиллерийской разведки, целеуказания и объективного контроля для них.
3. Средства разведки на глубину не менее 100 км за ЛБС, в том числе космический мониторинг.
4. РЛС КББ для целеуказания при организации воздушного перехвата БпЛА противника с помощью беспилотных средств.
5. Ракеты для комплексов ПВО, а также ПЗРК типа "Верба".
6. Комплектующие для "окопного" РЭБ, в том числе установленного на роботизированных платформах, собираемого в том числе в прифронтовых мастерских и лабораториях.
7. Средства помехозащищенной связи типа "Сотник", ретрансляции и управления в тактическом звене, в том числе и прежде всего спутниковая связь.
8. Дневная и ночная оптика для стрелкового оружия. Завершение модернизации новых типов стрелкового оружия (в том числе АК-12К) с учетом замечаний по итогам войсковой апробации.
9. Штатные средства защиты бронетехники от БпЛА противника. В целом - комплексная работа по пересмотру принципов защищенности военной техники от ударов БпЛА.
10. Плазма крови для раненых во фронтовых личных аптечках. Средства, в том числе сигнальные, поиска раненых и без вести пропавших.
Отдельно для флота: погруженные и полупогруженные безэкипажные скоростные катера, скоростные десантные бронированные катера, дальнобойные ударные БпЛА для уничтожения безэкипажных катеров противника, а также речные БЭК для минирования.
Всё это необходимо в приоритетном порядке, так как воюем именно этим. И, судя по всему, еще придется воевать долго.