Конституционный Суд подтвердил обоснованность конфискации транспортного средства, находившегося в совместной собственности супругов

Конституционный Суд подтвердил обоснованность конфискации транспортного средства, находившегося в совместной собственности супругов

Конституционный Суд подтвердил обоснованность конфискации транспортного средства, находившегося в совместной собственности супругов и использованного одним из них при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса РФ, после смерти этого лица, осужденного вступившим в законную силу приговором суда

Конституционный Суд в постановлении от 30.05.2025 № 25-П «По делу о проверке конституционности пункта «д» части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.А. Андрияновой» в частности, указал, что хотя ограничение права собственности лица, невиновного в преступлении, совершенном его супругом (супругой) при использовании им транспортного средства, относившегося к их совместной собственности, уже не может быть конституционно обосновано необходимостью предупредить совершение тем же виновным лицом новых подобных преступлений ввиду его смерти, сохранение в случае таковой в силе решения о конфискации конституционно оправдано в системе действующего правового регулирования значением конфискации как меры общей превенции.

Смерть лица, совершившего преступление, безотносительно к нахождению транспортного средства в совместной собственности, соответственно, не лишает исполнения данной меры его изначально преследуемой цели и не ведет к нарушению баланса между интересами общества в предотвращении преступлений и необходимостью защиты прав пережившего супруга (супруги), невиновного в совершении предусмотренного статьей 264.1 Уголовного кодекса РФ преступления, на нажитое во время брака имущество, а потому применение в этом случае данной меры не может оцениваться как вступающее в противоречие с предписаниями Конституции РФ.

Внесены изменения в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования

В частности, первоочередное право на получение социальной выплаты в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей закреплено также за молодыми семьями:

- участниками мероприятия, поставленными на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.;

- за молодыми семьями, имеющими 3 и более детей;

- за неполными молодыми семьями, состоящими из не вступившей (не вступившего) в повторный брак супруги (супруга) и одного ребенка и более лица, погибшего (умершего) в период участия в специальной военной операции.

Дополнен список документов, необходимых для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты, а именно копия свидетельства о смерти супруга (супруги), принимавшего (принимавшей) участие в специальной военной операции.

Кроме того, внесенными изменениями предусматривается, что высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе установить для участия молодых семей в мероприятии дополнительное требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации в течение определенного периода времени.

Изменения действуют с 22.07.2025.

Утверждено новое положение о центре трудовой адаптации осужденных

Приказом Минюста России от 23.05.2025 № 122 утверждено новое примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения (далее – ЦТАО). Указанным приказом признан утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2008 № 80, которым утверждалось предыдущее примерное положение о ЦТАО в исправительных учреждениях.

В отличие от ранее действовавшего Положения задачей ЦТАО провозглашена организация работы по обеспечению занятости осужденных не общественно-полезным, а именно оплачиваемым трудом.

Существенным нововведением является отражение в качестве одной из задач ЦТАО создание необходимых условий труда для осужденных инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ранее данное положение отсутствовало).

Добавились некоторые функции ЦТАО, направленные на обеспечение прав осужденных и усиление контроля за ними: осуществление контроля за соблюдением норм и правил пожарной безопасности, за проведением погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, за поведением осужденных и соблюдением ими установленного порядка отбывания наказания.

Теперь при планировании деятельности ЦТАО должны учитываться не только внутрисистемные потребности, но и потребности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных организаций.

При этом новым приказом ЦТАО лишились функции разработки цен и тарифов на проводимые работы, оказываемые услуги, выпускаемую продукцию.

Расширены обязанности начальников ЦТАО, в число которых теперь включены:

- организация работы по повышению эффективности производства и производительности труда;

- организация исполнения обязательств по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполняемых на собственном производстве учреждения;

- формирование ежегодной заявки на осуществление обучения осужденных и направление осужденных, не имеющих рабочей профессии, на обучение;

- осуществление контроля за организацией среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения осужденных, посещением ими занятий;

- обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации по осуществлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и соблюдению безопасных условий труда осужденных при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта.

Приказ Минюста России от 23.05.2025 № 122 вступил в силу 09.06.2025.

Источник: Telegram-канал "Прокуратура Владимирской области"

Топ

Лента новостей