Официальный представитель Министерства иностранных дел Украины Георгий Тихий. Часть вторая:
Даже без Трампа россияне пытались бы заходить в переговоры. Но, конечно, избрание Трампа полностью изменило динамику. Такой динамики не было бы, не было бы этих встреч и не было бы таких больших обменов пленными, если бы не было Трампа.Поэтому мы дипломатично заводим россиян в такую позицию, когда им, например, надо из Стамбула, из этих переговоров выйти с каким-то конструктивом, который нужен нам.
Это к тому, с чего я начинал: нам нужно как стране немного переосмыслить и не эмоциями, а прагматически, жёстко мыслить нашими интересами. Не смотреть на кого-то другого, а просто своей головой думать как стране.
Нам, в принципе, как стране было бы очень хорошо достичь устойчивого прекращения огня. Это позволило бы меньше терять людей, прекратились бы удары. Прекращение огня было бы нам на пользу. И вопрос в том, почему россияне настолько упорно сопротивляются этому прекращению огня. Ведь они раньше пытались обвинить Украину, что якобы Украина не хочет прекращения огня, хотя очевидно, что прекращение огня — это начало дипломатии.
Мне кажется, мы знаем, кто руководит Россией. Его желание уничтожить Украину никуда не делось и не денется. Пока этот человек жив, он будет пытаться разными способами уничтожить Украину. И мы должны это учитывать. Это вопрос стратегии. Видимо, нужно пройти через это с наименьшими потерями — прежде всего, людей, территорий и всего остального, что касается государства.
Что касается ОПК, то темпы развития украинского оборонно-промышленного комплекса огромны. У нас основной приоритет на всех переговорах — привлечение инвестиций в украинский оборонно-промышленный комплекс.
Причём это взаимовыгодно нам и партнёрам. Они получают доступ к совместному производству технологий, которых нет ни у кого.
Решение в итоговой декларации НАТО о 5% на оборону является огромным скачком, и, на мой взгляд, это решение в сто раз важнее любых накрученных формулировок о членстве.
Мы понимаем, консенсуса о членстве сейчас нет, и каждый раз, когда Украина жмёт на это, возникают необратимые моменты, ведущие к закрытым дверям, которые не открываются. Поэтому решение о 5% на оборону стоит тысячи красивых формулировок, потому что это конкретные деньги, которые пойдут в оборонку. Ряд стран уже не знает, куда их потратить, потому что у них нет таких армий, чтобы потратить такие средства.
При любом сценарии — будет прекращение огня или нет — мы понимаем, что как страна должны становиться сильнее. И, кстати, хочу подчеркнуть: никогда Украина не пойдёт ни на какие ограничения своей обороноспособности. Это касается Вооружённых Сил Украины, оборонно-промышленного комплекса, оборонной поддержки от партнёров. Если нет консенсуса и нас не готовы брать в НАТО, то никто и никогда не будет диктовать нам какие-то ограничения, и Украина никогда на них не согласится.
Это очень жёсткая позиция Украины на всех переговорах. Никаких шагов, которые ослабляют Украину, мы делать не будем.