В воображении многих людей порой возникает ситуация, когда продукт еще не появился на свет, а его цена уже стремительно поднимается. Это не о дорогой недвижимости или модных трендах, а о отечественных самолётах, которые с каждым годом становятся всё более затратными, несмотря на отсутствие реального продукта.
Бюджетные миллиарды и растущие цифры
Импортозамещение, поддерживаемое государственными вливаниями, похоже, приносит больше убытков, чем успеха. Вместо ожидаемых новых моделей воздухоплавания мы наблюдаем лишь рост цен. Весьма интересный факт заключается в том, что отечественные авиакомпании обязаны поддерживать определённую долю российских самолётов в своём парке, независимо от того, существуют ли они в реальности и соответствуют ли заявленным характеристикам.
Процессы покупки отечественных самолётов, даже если они существуют лишь на бумаге, осуществляются через лизинг, что похоже на оформление ипотеки на дом, который ещё предстоит построить. Однако цена часто оказывается сопоставима с элитной недвижимостью.
Цены на закулисной игре с Минтрансом
Согласно недавним данным от Минтранса, будущее отечественного авиапрома выглядит не самым многообещающим. Например:
- МС-21: прогрессия цен возросла с 4,3–4,6 млрд рублей до 7,6 млрд, что составило 65%.
- Ил-114-300: подорожал с 1,44 до 2,6 млрд рублей, что также составляет 80%.
- Байкал: цена выросла с 178 до 315–320 млн рублей, но он всё ещё не летает как надо.
МС-21 также не соответствует первоначальным требованиям, что делает его эксплуатацию сложной и дорогостоящей.
Сравнение с зарубежными аналогами
Если обратиться к зарубежным аналогам, ситуация ещё более печальна. Например, Cessna Grand Caravan стоит всего 2,2–3,4 млн долларов — 173–267 млн рублей. При этом «Байкал» постепенно приближается к 320 млн, и это еще не предел. Прогнозы показывают, что к 2026 году его цена может достигнуть 350 млн, хотя его разработка продолжается уже более шести лет, и результаты пока не радуют.
Поддержка через Фонд национального благосостояния также предлагается на возвратной основе, что подразумевает кредиты, а не бесплатные дары. Без надлежащего финансирования, на фоне огромных затрат на производство, перспективы становятся туманными.































