Госпиталь для военнопленных в Камешково
В годы Великой Отечественной войны в Камешково располагался эвакогоспиталь № 2989, который был сформирован в июле 1941 года на базе городской больницы имени Семашко в Рязани. 1 декабря того же года его перевели в Камешково.
Мария Николаевна Пучковская, проработавшая в госпитале медсестрой на протяжении всей войны, поделилась своими воспоминаниями о том времени:
«Очень быстро больницу превратили в эвакогоспиталь. Немцы уже рвались к Москве. Сводки с фронта были более чем тревожные, в Рязань потянулись первые эшелоны с ранеными. А тут еще и город бомбить начали. Когда же немцы взяли г. Михайлов Рязанской области, было принято решение срочно перевезти эвакогоспиталь во Владимирскую область.
Переезжали целым эшелоном, взяв с собой все оборудование. Город Камешково госпиталю выделил две школы и помещение клуба. Быстро устроившись на новом месте, начали прием раненых».
В Камешково госпиталь на 700 коек был развернут в зданиях школ № 1, № 2 и ДК «13 Октябрь».
В то время под Москвой велись жесточайшие бои, и раненые поступали сюда с Западного фронта, который участвовал в обороне столицы. Однако в конце декабря 1942 года, когда враг был отброшен от Москвы на значительное расстояние, было решено создать на базе эвакуационного госпиталя № 2989 специальный госпиталь для военнопленных.
Территория госпиталя была обнесена колючей проволокой, организована пропускная система. Сотрудники работали под наблюдением спецотдела, чтобы предотвратить контакты с военнопленными.
Пленных было очень много, места катастрофически не хватало. За пять лет существования госпиталя через него прошло около 12 тысяч человек, при том что население города составляло около 9 тысяч человек.
Несмотря на тяготы военного времени, потери родных и близких, недостаток медикаментов, сотрудники госпиталя делали всё возможное, чтобы помочь раненым военнопленным.
Медсёстры вспоминают, как им приходилось восстанавливать ослабленный иммунитет немцев, которые оказались в суровых условиях русских морозов. Для этого они использовали самые простые методы. Например, ходили в ближайший лес за хвоей.
Были созданы уникальные снаряды для занятий: вспомогательное приспособление для обучения ходьбе, устройство для сгибания и разгибания пальцев рук и ног, а также угломер.
Несмотря на окончание войны, госпиталь продолжал свою деятельность до июля 1948 года. В то время учреждение было рассчитано на 1800 коек.
В северо-западной части посёлка, в 800 метрах от его окраины, было создано кладбище для захоронения умерших военнопленных, которые находились в спецгоспитале № 2989 и лагерном отделении № 20-А лагеря № 190 МВД СССР. Захоронения осуществлялись в период с августа 1943 года по май 1948 года.
Информация и фотоматериалы предоставлены Камешковским районным историко-краеведческим музеем
Малоизвестные сражения. Пограничники и их собаки
Летом 1941 года Третий Рейх, успешно осуществляя план «Барбаросса», двигался вглубь территории Советского Союза. Во Львове на момент начала войны находилась пограншкола служебного собаководства.
Когда начались боевые действия, весь состав пограншколы и комендатуры отошли к селу Легедзино.
Пограничникам приказали окопаться около села и продержаться как можно дольше. Продуктов не хватало (в сутки только треть пайка полагалось на человека), про собак не шло и речи. Приказано было убить собак. Однако командир погранбатальона не стал отдавать приказ: «пусть каждый решает за себя, как поступить».
30 июля 1941 года немцы перешли в наступление. Элитная 14 пехотная дивизия лейбштандарт «Адольф Гитлер», первый эшелон имел численность около 3000 живой силы, 30 видов бронетехники. Против них выступили всего лишь 500 пограничников с полевой артиллерией.
Битва была жестокой. Из строя выведено 17 танков противника, но состав погранбатальона значительно поредел. Когда силы и боеприпасы подошли к концу, прозвучала команда «Выпускайте собак». Высокая трава маскировала собак и дезориентировала немцев.
Злые и голодные 150 собак рвали и терзали противников, вселяя в них страх и ужас.
Все 500 пограничников погибли. Но немцы настолько испугались, что не двигались в направлении этого участка фронта последующие 2 дня.
По словам свидетелей тех событий — жителей села, овчарки остались до последнего верны своим любимым хозяевам. Когда над местом сражения перестали греметь выстрелы, уцелевшие животные, скрывшиеся было в окрестных лесных зарослях, вернулись туда, где лежали тела пограничников.
Каждый пес отыскал среди трупов своего проводника и, улегшись на землю рядом, охранял его. Четвероногих бойцов не спугнули даже появившиеся немцы, которым был дан приказ искать и пристреливать случайно выживших (гитлеровцы имели столь большой зуб на советских пограничников за их отчаянное сопротивление в первые дни войны, потому что пограничники не сдавались в плен).
Овчарки защищали тела своих хозяев, яростно кидались на чужаков и гибли от их выстрелов. Страх перед собаками был настолько велик, что немцы расстреляли почти всех собак в ближайших населенных пунктах.
Этот бой не имеет аналогов в мировой истории. Возле села Легедзино установлен памятник пограничникам и их собакам.